(† 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря. Наиболее раннее упоминание К. в ряду устюжских святых встречается в списке ХVI в. Жития блж. Иоанна Устюжского: «...и древних онех чюдотворцех того града Устюга о праведницех о Иоанне и Марии, положенных у Вознесения Христова, и преподобнем Киприане в монастыре у святаго архистратига Михаила» (РГБ. Муз. № 1365. Л. 195). Об устных преданиях, связанных с К. и с основанным им монастырем, рассказывается в Устюжском летописце 1-й редакции (1681) под 1491/92 г.: «О Архангелском же монастыре достовернаго летописца никако возмогохом изобрести, но точию иже от древних отец повествуется, Архангелского монастыря первоначалника Киприана, святому Прокопию друга бывша, в лета та же живша и преставишася близ Архангелскаго монастыря» (ПСРЛ. Т. 37. С. 108). Более подробные сведения о К. помещены в Устюжском летописце 2-й редакции (2-го вида), составленном в Михаило-Архангельском мон-ре в 1746 г. Под 1215/16 (6724) г. здесь сообщается, что «началник» К. построил на Устюге Введенский и Михаило-Архангельский храмы «за острожной осыпью» (Там же. С. 110); под 1293 (6802) г. указывается точное время «преставления» К.: «...сентября в 29 день… в суботу, в 5-м часу дни» (Там же. С. 111); в сообщениях за 1615/16, 1653, 1678 и 1679 гг. помещен цикл посмертных чудес святого (Там же. С. 121-124). Согласно летописцу Льва Вологдина (1765-1767), К. был земледельцем, родом из Устюжской вол. Двинской трети Устюжского у.; согласно преданию, родители К. происходили из дер. Савкино (РНБ ОР. F I. 788. Л. 62). После пострижения в монашество К. создал в 1212 г. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и арх. Михаила (ПСРЛ. Т. 37. С. 129).
Устная традиция, отразившаяся в устюжских летописцах, помещает в один временной период земные жизни К. и блж. Прокопия Устюжского († 1303). По Житию блж. Прокопия, К., как и отец свт. Стефана Пермского Симеон, был другом и собеседником блж. Прокопия. Символично, что блаженный приходит принять «разрешение от земных телесных уз» к стенам Михаило-Архангельского мон-ря. По мнению А. А. Турилова, Михаило-Архангельский мон-рь, игуменом к-рого К. оставался до своей кончины, был основан им в 1276 г.
Л. Вологдин в летописце сообщает: «Начальник монах Киприян и погребен в том же монастыре, близ святых врат. А по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Господня. Гроб же его внутрь церкви за левым криласом при стене, и над ним устроена гробница, которая и доныне всеми видима» (Там же. С. 130). В кон. XIX в. еп. Димитрий (Самбикин) так описывал погребение святого: «Гробница над могилою преподобного Киприана каменная, на ней находится писанное на холсте его изображение. Дикий камень, служивший преподобному возглавием, лежит близ гробницы; от сего камня многие, отскабливая частицы, по вере врачуются от болезней. Из вещей, принадлежавших преподобному Киприану, доныне хранится небольшой деревянный напрестольный крест с литым серебряным распятием» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 201).
В нач. XVII в. (ок. 1614) стала вестись запись чудес К. Рассказы о них собраны в «Летописце» из устюжского Архангельского мон-ря сер. XIX в., объединившем все устные предания о К. (РНБ ОР. F I. 788. Л. 62-83), в житийном соч. «Жизнь и сказание о основателе обители устюгского Архангельского монастыря преподобном отце нашем Киприане» (РГБ. Ф. 199. № 326. Л. 37-62, на рус. яз.). В этих произведениях, а также в более ранних редакциях Устюжского летописца отразился сложившийся в местной устной традиции образ святого-богатыря.
Одним из аскетических подвигов К. было постоянное ношение тяжелого камня («взимал тот камень в руки и держа в сплетенных перстами руках своих пред собою, по тех пор пока преодолен будучи сном, испустит оный из рук своих» - РНБ ОР. F I. 788. Л. 63 об.). Этим камнем была отмечена территория мон-ря: «И взем лежащий тут камень, прокатил оным по тому месту, по которому назначали быть ограде монастырской» (Там же. Л. 62 об.). «Мокрое место», выбранное для монастыря, чудесным образом вскоре стало «просыхати, так что не по многом времени и удобно устроися к созиданию монастыря». Путь в 110 верст от Устюга до родного села и в др. места К. преодолевал за один день, словно на крыльях или носимый на облаке. Незадолго до смерти К. предсказывал разорение своей обители от «животных двоеглавых» и ее возрождение через нек-рое время в несколько ином состоянии («будут жить нутрь сея обители не только мирских мужския лица, но и женския» - Там же. Л. 64). В монастыре в 30-х гг. XVIII в. была жива традиция выпекать «общий хлеб» для братии ковригами, каждая весом не менее пуда, к-рые К. в свое время называл просфорами (Там же. Л. 63-64). Сообщается о сохранении в монастыре муки со времени К.: «Хранилась же оная мука чрез толе многие годы в особливом сосуде, что небольшую часть ее уже видали ныне в живых еще находящиеся… сказывают, что скончалась она годов за 30 до отведения вотчин или еще и менее» (Там же. Л. 64 об.- 65).
Под 1614 г. рассказывается о постриге в Михаило-Архангельском мон-ре некоего Иоанна, к-рый видел свет в часовне, где был погребен К. Через 2 недели Иоанн ночью вновь увидел старца, сидящего на гробнице. Старец пожаловался, что ему «добре… здесь мокро лежать». Узнав об этом, братия пела на месте погребения молебен и присыпала место песком. Под 1622 г. сообщается, что благодаря помощи святого был исцелен от чахотки монастырский слуга Иван Александров. Основную часть чудес составляют 7 явлений К. монастырскому келарю Иосифу (последнее датируется 1679). Среди них одно связано с повелением К. перенести его останки из часовни.
Общепринятой в лит-ре датой преставления К. является 29 сент. 1276 г. (см., напр.: Гиляшев. 1976. С. 42). В наст. время 29 сент. в Вел. Устюге совершаются крестные ходы от Прокопьевского собора к ц. Преполовения Пятидесятницы, где под спудом покоятся мощи святого.
Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367). Позднее имя К. вошло в Собор Вологодских святых (празднование учреждено в 1841).
В описании 6-го явления К. келарю Иосифу об облике святого сказано: «...видением же во всем подобен он архимандриту Арсению» (РНБ. ОР. F I. 788. Л. 70; очевидно, подразумевается настоятель Михаило-Архангельского мон-ря в 1658-1681). В иконописных подлинниках под 9 июня облик К. описан таким образом: «Сед, брада аки Сергиева, в схиме, риза преподобническая» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. № 1931. Л. 166; см. также: РНБ. ОЛДП. F. 110. Л. 48-48 об.). Согласно традиции, он изображался в монашеской одежде, с покрытой клобуком или куколем головой, со свитком в руке. В малочисленных сохранившихся памятниках незаметно отмеченное в подлинниках сходство К. с прп. Сергием Радонежским.
Сведения о времени появления первых икон К. отсутствуют. В кон. XIX в. был известен нагробный образ преподобного, писанный на холсте (вероятно, утрачен; см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 201). В Великом Устюге, центре почитания К., сохранилось 4 его изображения. Наиболее ранним является наружная стенопись надвратной ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в основанном святым Михаило-Архангельском мон-ре. Скорее всего настенный образ появился во время значительных переделок обители, производившихся в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., после городского пожара 1772 г. Живописная композиция вписана в арку, заключена в имитирующую профилированный багет раму. К. представлен в рост вполоборота вправо, обращен к благословляющему Спасителю в облаках. Святой в полном монашеском облачении, в куколе или клобуке, левая рука поднята в молении, в правой - развернутый свиток с традиц. текстом («не скорбите убо братия…»), под поновлением просматривается авторская надпись. У К. правильные черты лица, большие выразительные глаза и окладистая седая борода, из-под клобука выбиваются седые пряди волос. Под изображением в картуше помещена надпись в 9 строк (с утратами), где приведены сведения из Жития преподобного и летописи монастыря.
В кон. XIX-XX в. закрепился иконографический тип К., отличающийся от сведений иконописных подлинников: удлиненный лик с впалыми щеками и длинным прямым носом, взор больших глаз обращен к небу, брови сдвинуты, уголки губ чуть опущены. Святой убелен сединами, длинные волнистые пряди спускаются на плечи, пышная борода до середины груди раздвоена. Изображения восходят к общему прототипу и принадлежат к одному художественному кругу. Наиболее интересна икона 1897 г., выполненная Н. А. Дофиным в Великом Устюге (ВУИАХМЗ): К. написан в рост на фоне основанной им обители с 2 деревянными храмами (церкви Введения и арх. Михаила?), облачен в темно-охристую рясу и темную мантию, на голове клобук, в правой согнутой руке четки, в левой развернутый свиток с текстом: « », в облаках - образ Богоматери с Младенцем. На лицевой стороне авторская подпись: «Писанъ въ 1897 году, живописецъ Н. Дофинъ в Устюге».
Подобный образ К., с немного иным пейзажным фоном, помещен на зап. стене в росписи интерьера ц. во имя свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге (1965-1966 (?) возможно, на основе более ранней живописи). К. представлен в левой части композиции на опушке елового леса (напротив - прп. Лонгин Коряжемский), в молении Казанской иконе Божией Матери. Пальцы правой руки К. сложены, как на иконе 1897 г., но четки не изображены, в левой руке - раскрытый свиток (без текста); вверху надпись: «Св. преп. Кипрiанъ В. Устюжс.». Поясной образ К., исполненный или поновленный во 2-й пол. XX в. (1965-1966?), находится на горнем месте придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» ц. свт. Стефана. Изображение во многом повторяет образ 1897 г., по стилю и иконографии схоже с росписью на зап. стене. На верхнем поле иконы помещен образ Богоматери с Младенцем, совпадающий по колориту с др. образами в этой группе произведений.
В 70-х гг. XIX в. образ К. встречается в ряду рус. святых на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). На совр. иконах К. изображается также как основатель обители, с храмом в руке.